среда, 26 февраля 2014 г.

Финская практика

Давненько я не писала про школу, а ведь у нас столько всего произошло!
Мы закончили очередной курс - А 2.2 и получили свидетельства. Этому конечно же предшествовали обязательные экзамены, в ходе которых определяется уровень знаний по разным направлениям. Сдали мы его довольно-таки успешно, хотя вполне возможно, что некоторые захотят пройти этот курс еще раз.

Отметить окончание курса, мы решили обедом в ресторане. В ходе недолгих выборов и голосований, остановились на индийской кухне. Так называемый буфет в обеденное время стоит 8,5 евро, 5 из которых платит школа. Не сказать конечно, что это ой как много, но ведь все равно приятно :). Преподавателям - Оути и Тарье - подарили украшенные фотоальбомы с распечатанными фотографиями нашей группы с начала курсов и пожеланиями от каждого. И Оути так растрогал наш подарок, что она чуть не расплакалась, а вместе с ней и я :). Самое грустное, что больше она у нас не преподает, и даже если мы пойдем на следующий курс, то вряд ли нам ее "дадут" :(. Мы конечно с ней встречаемся изредка в школе, но это уже совсем не то. И если честно я заметила за собой, что чуть ли не с ревностью отношусь к ее новой группе, и надеюсь, что нашу группу она будет считать самой лучшей я эгоист.

Сейчас же у нас по программе työelämä (työ - работа, elämä - жизнь), которая длится два месяца и включает в себя три недели в школе (подготовка к практике и изучение безопасности на работе), 4 недели - практика на местах, и последняя неделя - подведение итогов (беседа с нашим куратором из бюро по трудоустройству и определение дальнейших планов).

Места прохождения практики мы должны были искать сами. Хорошо было бы конечно найти в той сфере, в которой хотел бы в дальнейшем работать. У меня квалификация экономист, а специализации "бухгалтерский учет, анализ и аудит" и " финансы и кредит". Поэтому я решила попробовать в т.н. бухгалтерские бюро, основным видом деятельности которых является ведение бухгалтерского учета, с вытекающими отсюда начислением зарплаты, расчетом налогов, подачи деклараций в налоговый орган и т.д.

Еще в прошлом году я слышала об одной компании, офисы которой находятся не только во многих городах Финляндии, но и за рубежом, включая и Россию. Приятным дополнением было и то, что офис в Кеми как раз через дорогу от нашей школы. Встретившись с начальницей офиса, я вкратце рассказала о цели моего визита, моем образовании и трудовом опыте в России. Сперва она сразу сказала, что им пока практиканты не нужны, но обещала подумать и перезвонить на неделе.

Если честно я немного расстроилась, хотя конечно же предполагала услышать и такой ответ. Но решила время не терять и пройтись по аналогичным компаниям у нас в Торнио, набралось таких штук 6-7. Но, к сожалению, везде был практически одинаковый ответ: пока не нужны, может быть осенью. Почему именно осенью, а не летом например, когда многие уходят в отпуска для меня осталось загадкой. Вот так безуспешно обойдя все фирмы, я уже в конец расстроилась, и на положительный ответ от первой компании даже и не надеялась, тем более, что со звонком возможная начальница не спешила. Поэтому я позвонила сама через неделю с намерением договориться о времени забрать свои документы назад. И каково же было мое удивление, когда в длинном потоке финских слов уловила, что меня берут! Я поверить не могла, что действительно правильно ее поняла :). И потом еще чуть ли не месяц до начала практики сомневалась, что все получится, и ждала, что что-нибудь обязательно помешает мне пройти практику в "офисном" месте вот такая я пессимистка.

Но мои опасения были напрасны - сегодня уже третий день, как я на практике. На самом деле я считаю, что мне повезло. Даже в голосе преподавателей, узнавших, что я прохожу практику в бухгалтерской фирме, слышится неподдельное удивление. Обычно иностранцев со слабым знанием языка берут  в магазины, дома для пожилых людей, автомастерские, кафе. И если бы я не устроилась сюда, то наверняка бы попросилась в один из ближайших маркетов, хотя и было бы жалко терять время на работу не по профессии.

Не буду подробно расписывать, как прошли мои первые дни в финском трудовом коллективе, остановлюсь лишь на хороших и не очень хороших моментах.
Ну во-первых, несмотря на то, что мой "трудовой" день почти восьмичасовой (хотя для школы достаточно и 6 часов, а кое-кто я знаю и того меньше "работает"), я посчитала, что слишком длинным он казаться не будет. В 8.00 начало, в 9.00-9.15 перерыв, с 11.00 до 12.00 получасовой обед, в 14.00-14.15 - второй перерыв, в 16.00 - домой. С этими тремя перерывами рабочий день получается раздробленным и не тянется так долго, хотя конечно все зависит от наличия/отсутствия дел.
Во-вторых, приятно порадовало не только наличие всего необходимого, начиная от скрепок и бумажек для записей и заканчивая техникой как для трудового процесса, так и для времяпрепровождения на кухне, но и дополнительные радости от работодателя. Здесь поподробнее.

Кому-то конечно может показаться смешным, что я радуюсь каким-то там скрепкам, но мне невольно вспоминается моя работа в банке. Поначалу еще было как бы ничего, но с приходом кризиса, финансирование доп.офисов значительно сократилось. Приходилось иногда самим покупать мелкие канц.товары, с бумагой наступила напряженка, то есть надо было помнить и рассчитывать, а хватит ли бумаги до следующего поступления, использование черников - обычное дело. Вода для кулера, чай, сахар, туалетная бумага, мыло за свой счет, в общем мелких бытовых неприятностей хватало. Здесь же всего этого в достатке.

А еще мне здесь нравится, что у каждого сотрудника свой отдельный кабинет, два объединенных монитора и удобная эргономическая клавиатура с Roller mouse, к которой мне еще поначалу пришлось привыкать.

Плюс ко всему удивил многофункциональный аппарат три в одном с возможностью отправки сканированных документов напрямую на электронный адрес сотрудника.

А уже вчера получила пароль к компьютеру и электронную почту. А ведь я даже и не новый сотрудник, а лишь практикант на время. Опять-таки объясню свое удивление, вернувшись мыслями в банковское прошлое, да и не только банковское, когда новому сотруднику надо было ждать неделями, пока дадут пароль к компу, установят необходимые программы и дадут пароли к ним, настроят почту и т.д., так как необходимые заявки для получения одобрения отправлялись через десятки рук. Нет, конечно, мне пароль к основным программам, используемым непосредственно для сопровождения бухгалтерского учета, контактирования с налоговой и тому подобное здесь не дадут, но я уверена, что если бы понадобилось, это не заняло бы много времени.

Я не говорю, что все эти вещи очень необходимы и обязательны, просто немного приятнее работать, если организация рабочего места осуществляется таким образом.

Ну и последняя приятность но надеюсь последняя лишь на сегодня - фрукты: яблоки, апельсины, бананы, виноград. Я сперва когда увидела на кухонном столе красиво уложенные фрукты, решила, что какой-то праздник, а потом оказалось, что так всегда - "работодатель угощает" :). Ну разве это не здорово!

Из не очень приятных моментов отмечу лишь один, который непосредственно связан с финским менталитетом, а точнее даже с рабочей культурой в стране. На работе не обсуждают политику, семью, финансовое состояние, религию - это нам еще в школе рассказывали. Такие вопросы среди коллег неуместны, ну если конечно вы не близкие друзья. Но то, что мне не зададут ни одного личного вопроса, как-то меня совсем смутило. Ну неужели никому не интересно, как я здесь оказалась, давно ли переехала, какие впечатления от Финляндии? :) Вообще тишина, лишь вопрос, чем я занималась на прошлых работах. Да и на перерывах между собой обсуждают в основном рабочие вопросы. Так что приходится самой о себе рассказывать при любом удобном случае ))))).
А еще нам говорили преподаватели, что если финны не здороваются, не извиняются, не интересуются тобой, то это СОВЕРШЕННО не значит, что ты ему не нравишься. Нет, какого-то негатива по отношению к себе я пока не встречала, мне помогают, что непонятно - подсказывают, но спокойное, я бы даже сказала какое-то равнодушное отношение не очень придают мне уверенности в новом и таком сложном месте. Но буду надеяться, что это лишь природная сдержанность финнов, и со временем отношения "устаканятся" :).





6 комментариев:

  1. Наташа, как я тебе в письме писала, тебе ну очень повезло, и я так этому рада) я представляю, как такое "равнодушие" выбивает из колеи, но все равно тебе такой шанс выпал) думаю, они к тебе скоро привыкнут и все будет хорошо) а пока учись у них, впитывай все, складывай в свою копилочку опыта и знаний.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, спасибо за радость и поддержку ). Действительно, такой шанс нужно использовать, и я стараюсь.
      Я вот еще подумала, что может они сами робеют задавать мне вопросы, будучи не уверенными, смогу ли я их понять и пойму ли правильно :))))). Все-таки от языкового барьера никуда не деться. Хотя уже сегодня я заметила, что потихоньку начинаю привыкать к постоянному потоку разговорного финского :) и понимать становится все легче и легче.

      Удалить
  2. Наташ, все же равнодушие (тем более обусловленное менталитетом) гораздо лучше негативного восприятия. Пусть лучше ровно дышат, чем злопыхают.

    Так круто, что практика по специальности! Желаю отлично себя проявить и получить постоянное место работы. Уверена, что теплые отношения еще сложатся и в обеденный перерыв будет с кем посмеяться за чашкой кофе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, ты абсолютно права, я тоже себя этим успокаивала :). Наверное просто было чуть сложно из школы, где мы с ребятами много общаемся и на личные темы, попасть совсем в другую атмосферу.

      Спасибо большое, я стараюсь хорошо и качественно выполнять задания и показывать себя хорошим работником;) Конечно по окончании практики меня вряд ли возьмут (все-таки мне еще надо будет учиться по специальности здесь), но надеюсь будут иметь ввиду в будущем.

      Да, уже сегодня у меня поспрашивали о моем переезде, образовании и т.д. Может я и правда чего-то себе накрутила :)

      Удалить
  3. Ты молодчуля!
    Честно говоря, ситуация, когда на работе разговариваешь только о работе для России крайне непривычна. А вот когда собираешься с коллегами вне работы и начинаешь говорить именно о ней - это даааа))

    Раз финны так скупы на проявление эмоций, значит, надо просто забить и сосредоточиться на заданиях. Главное - выжать из практики максимум. А там, глядишь, и до похвалы дойдет))

    Удачи тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)))))Да-да, это точно по-нашему: ведь на работе мы каждый день, а вне работы собираемся реже, поэтому приятнее на работе обсудить личные дела, коих обычно немало, а вне работы уже и о ней можно поговорить.

      Я стараюсь. Стараюсь наладить контакт, в том плане, что показать, что я открыта к общению (а то вдруг они просто сами боятся и не знают насколько много-мало я понимаю, не знают как со мной общаться), хотя случаев предоставляется немного. Стараюсь выполнять задания по максимуму качественно, и вроде как получается не очень плохо (по крайней мере негатива в свой адрес я не встречала).

      Спасибо большое за пожелания! :)))

      Удалить